Демографические проблемы Китая

Страница 1

Введение

Китайская Народная Республика – самая многонаселенная страна в Азии и на земном шаре. Послеобразования КНР в стране стал налаживаться повсеместный учет населения, и в 1953 году была проведена первая общегосударственная перепись, результаты которой показали численность населения – 582,6 млн. человек (без Тайваня). Вторая перепись населения КНР состоялась в 1964 году, численность населения на эту дату составило 698,6 млн. человек. Летом 1982 года проводилась третья общенациональная перепись населения; численность составила 1008,2 миллионов человек, т.е. впервые превысила 1 миллиард человек. Данные переписи 1990 года показали, что население 29 провинций и автономных районов Китая составило 1,160 млрд. человек. Население КНР за 1949-1990 год выросло на 618 миллионов, с 542 до 1160 млн. человек, средний абсолютный прирост составлял около 15 млн. человек. Такой «демографический взрыв» обусловлен рядом факторов.

В силу вековых традиций китайские семьи обычно были многодетными и считались счастливыми, если в семье рождались сыновья, ибо, женившись, они приводили в дом своих жен – дополнительные рабочие руки. Сыновья – что было весьма важно – обеспечивали родителям спокойную старость. «Имеешь дом – не бойся стужи, имеешь сына – не бойся нужды», – говорили в старину. Дочь же, уходившая к мужу, не могла оставаться опорой родителям.

Росту численности населения в КНР, безусловно, способствовали ликвидация голода, определенное повышение материального благосостояния, улучшение системы здравоохранения, ликвидация различного рода инфекционных заболеваний уже в первые годы народной власти, что привело к сокращению детской смертности, увеличению продолжительности жизни.

Немаловажную роль в быстром росте населения сыграла демографическая политика, проводившаяся государством в течение первых десяти лет. Утверждалось, что каждый человек, достигший трудоспособного возраста, – это прежде всего рабочие руки, и поэтому в ходу был лозунг: «Чем больше рабочих рук, тем больше объем производства, тем больше накопления». При этом, однако, не учитывались относительная ограниченность плодородных земель, источников энергии в стране, ее общая экономическая отсталость. В первых государственных планах обращали внимание лишь на производственные показатели в целом, но почти не принимали в расчет темпы роста населения. Считалось, что большое население представляет собой огромный потенциал трудовых ресурсов, который создает благоприятные предпосылки для ускорения социально-экономического развития в условиях развернувшегося строительства основ социалистического общества.

Лишь в середине 60-х годов была осознана ошибочность официальной политики в области народонаселения, стали приниматься меры, направленные на снижение уровня рождаемости. Однако проведение мероприятий, ставивших своей целью контроль над рождаемостью, не было систематическим, повсеместным и глубоко продуманным. Годы же «культурной революции» практически свели к нулю и те небольшие успехи, которые были достигнуты в ходе осуществления этих мероприятий. Была дезорганизована деятельность государственных учреждений и общественных организаций, занимающихся «планированием семьи».

В 70-е годы китайское руководство оказалось вынужденным пойти на принятие строгих экономических и социальных мер, регламентирующих рождаемость. Всем органам власти на местах было указано проводить в жизнь лозунг: «Одна семья – один ребенок». Плановый рост населения объявили одной из важнейших задач, стоящих перед государством. При ее решении предусматривается взять под строгий контроль быстрый и чрезмерный его прирост с тем, чтобы к 2000 году его численность не превышала 1200 миллионов человек. По мнению китайских демографов, если этого не добиться, то достигнутые в экономической области результаты будут сводиться на нет.

С целью обуздания чрезмерной рождаемостью разработана система мер наказания «нарушителей» принципа «одна семья – один ребенок». На них накладывают штрафы, производят вычеты из зарплаты. Они в последнюю очередь получают жилье, их детей (второго, третьего ребенка) не берут в детские сады, иногда не к обучению в школе, не будут принимать в высшие учебные заведения. Родители, нарушившие указанный принцип, рискуют даже потерять работу.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8