Государство Эстония

Страница 10

С 1 июля 1993 года были введены новые нормативы надежности для коммерческих банков [8, c.7], а в сентябре 1994 года они были ужесточены [12, c.9]. Без надежной банковской системы трудно говорить об эффективной денежной политике и доверии к деньгам, так что данные меры представляются совершенно оправданными.

Начиная с мая 1993 года постепенно все больше и больше ужесточаются требования к собственному капиталу коммерческих банков: если в 1992 году минимальный капитал составлял 6 млн. ЕЕК, то к 1 января 1996 года он должен вырасти до 50 млн [8, c.10]. Это приводит к уменьшению числа коммерческих банков и повышению их надежности, что благоприятно сказывается на стабильности банковской системы государства.

Когда в марте 1994 года впервые произошло сокращение валютных резервов, было необходимо найти способ убедить деловой мир в том, что не смотря на это крона останется стабильной. Именно этим было обусловлено решение БЭ проводить с коммерческими банками форвардные сделки на срок до 7 лет по обмену кроны на немецкую марку по курсу 1:8 [11, c.4]. Это имело целью прекратить разговоры о девальвации кроны и увеличить приток инвестиций [1, c.28]. Правда, трудно сказать, где была гарантия того, что в случае падения кроны эта сделка состоится: за обязательства БЭ не обязан отвечать никто, кроме него самого.

Как мы видим, денежная политика после реформы развивалась без особых коллизий: Эстония в основном следовала принципам, заложенным во время реформы 1992 года (сильные деньги, сбалансированный бюджет, либеральная внешняя торговля), и пришедшее в марте 1995 года правительство Тийта Вяхи подтвердило этот курс. И как мне кажется, такая политика в целом себя оправдала [13, c.10].

4. БАНК ЭСТОНИИ КАК ОСНОВНОЙ ОРГАН ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Любым делом должны заниматься специалисты, и денежная политка-не исключение. Именно поэтому наибольший объем функций, связанных с денежным обращением, возложен не на парламент или правительство, а на Банк Эстонии (БЭ).

Задачами БЭ являются:

1. Координирование денежного обращения

2. Проведение денежной эмиссии

3. Хранение драгоценных металлов и валютных запасов Эстонии

4. Проведение государственной денежной и банковской политики

5. Осуществление надзора за кредитными учреждениями

6. Представление Эстонии в международных финансовых, банковских и кредитных организациях

7. Составление платежного баланса Эстонии [15, c.655].

Именно БЭ выдает лицензии на валютные операции, определяет курс кроны на основе курса немецкой марки, утверждает правила ввоза-вывоза валюты и правила проведения международных рассчетов.

Как мы видим, круг этих вопросов очень широк, и задачи во многом тесно связаны между собой. Помимо этих функций, важную роль играет и консултьтирование органов власти: правительство не может принимать важные экономико-политические решения, если оно не выслушало точку зрения БЭ по данному вопросу. И хотя голос БЭ в данном случае является лишь совещательным, качество принятых решений от этого повышается [15, c.655-658].

Эффективное выполнение этих функций требует независимости, и БЭ действительно пользуется большой самостоятельностью: он не зависит от других государственных учреждений, не подчиняется правительству, а только дает отчет перед парламентом. Это позволяет ему стоять в стороне от политики, и кроме того благодаря этому удается избежать инфляционного фмнансирования бюджетного дефицита (т.к. БЭ не обязан кредитовать правительство) [15, c.658].

Для регулирования денежной политики БЭ располагает следующими полномочиями:

1. Эмиссия ценных бумаг, их продажа и покупка

2. Продажа и покупка драгоценных металлов и валюты

3. Утверждение правил, регулирующих дененжный рынок

4. Утверждение нормативов для действующих в Эстонии кредитных учреждений

5. Предоставление займов кредитным учреждениям

6. Утверждение процентных ставок БЭ

7. Утверждение лимита займов кредитным учреждениям

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12