Речное и набережное строительство г. Барнаула

Страница 2

Кратко рассмотрим типологию застроек водоохранной зоны набережных территорий Барнаула (прил. 1). Левый берег Оби в настоящее время застроен почти полностью. Правда, часть его поймы по эту сторону русла почти не застроено по причине частых затоплений либо сильной заболоченности. Если двигаться с юга вниз по течению реки, то наблюдается следующая картина. На территории поселка Ерестная преобладают частные дома с приусадебными участками. Главная проблема строительства здесь – это оползневые деформации. Мы не будем их описывать, эту тематику уже очень глубоко изучили различные исследователи (см. например [31]). Скажем только, что общая протяженность оползневой зоны в черте Барнаула составляет 42 км вдоль Оби и 4 км вдоль Барнаулки [4, с.48].

Далее тянется небольшой незастроенный участок набережной, местами загрязненный небольшими мусорными свалками. Далее – нагорная часть города с частными домами и приусадебными участками (огородами). После, при подходе к Новому мосту, территория застроена слабо, здесь больше свободного пространства, однако ландшафт сильно изменен человеческой деятельностью (искусственные террасы вдоль Оби, Новый мост с подъезжающими дорогами, Речной Вокзал с обустроенной пристанью). Далее, в приустьевой территории долины Барнаулки, – строящееся многоэтажное здание административно-торгового центра «Парус». За устьем через дамбу расположен затон «ковша». Он ограничен справа малозаселенным островом Отдыха, превращенным в коммунальную зону с плохой экологической обстановкой. Слева тянутся преимущественно жилые кварталы низкоэтажной и многоэтажной застройки. Среди них выделяются элеватор и различные складские помещения. В самом затоне множество судоремонтных, судоэксплутационных (например, лодочные станции) пунктов. Территория сильно загрязнена.

В районе Старого моста застройка незначительна, однако здесь находятся железнодорожные пути и автотрасса. Ниже по течению левобережная пойма Оби расширяется. Здесь расположены дачные территории. Наиболее важное гидротехническое сооружение – городской отстойник. Еще ниже, также в пойме, находится поселок им. Ильича. Его низкое расположение, как и в случае с поселком Затон, ведет к почти ежегодным затоплениям поселковых территорий. Ниже поселка Ильича тянется узкая пойменная полоса Оби, на которой мало строений, однако на вершине овражистого обрыва тянется почти на 3,5 км вдоль берега промышленная грязная зона. Здесь часты свалки и промышленные отходы.

Правобережье Оби почти не обжито, строений почти нет.

Более простая картина наблюдается на берегах Барнаулки. Единственная промышленная зона здесь – территория Алтайского Завода Агрегатов (АЗА) в районе устья р. Пивоварки. Водоохранная зона Барнаулки вообще довольно свободна. Правда, густота застроек все выше при продвижении к устью. В целом же почти на всем протяжении вдоль реки наблюдаются лишь жилые кварталы преимущественно одноэтажной застройки. Всего в городской черте через Барнаулку прокинуто 13 автодорожных и пешеходных мостов, а также один железнодорожный мост.

Глава 2. Строительство на берегах р. Обь

2.1. Развитие речного транспорта и первая пристань в Барнауле

Обь в качестве транспортной артерии используется давно. Примерно до середины XIX в. движение по ней было незначительным, навигацию осуществляли только лодки и маленькие суда [2, с.258]. Первый пароход во всем Обь-Иртышском бассейне «Основа» был спущен на воду в 1844 г. [28, с. 190] В Барнаул же первый пароход пришел летом 1854 г. [25, с. 4] То было судно «Ермак» томской купеческой кампании [25, с. 4; 30]. Он совершал рейс Тюмень-Томск-Барнаул. С того времени Барнаул стал усиливать свое транспортно-речное значение.

В 1865 г. барнаульские судовладельцы установили пароходную связь с Бийском. В 1870-е барнаульский дворянин М.Е. Функ основал в Барнауле пароходную компанию. В 1889 компания выстроила пароход «Заметный» (240 л.с.), самый мощный в то время в Западной Сибири. [2, с. 319, 25, с. 4] Компания “оживила” судоходство по Оби. Особенно оно усилилось во время строительства Екатеринбург-Тюменской железной дороги (1885 г.). Из Барнаула по водным путям отправляли сельскохозяйственные продукты для торговли. В 1890-х начался массовый вывоз хлеба с Алтая, связанный с голодом с Европейской России, на Урале и в Тобольской губернии [27, с. 5]. Тогда значение речного транспорта в крае мощно возросло. Средний годовой грузооборот пристаней Барнаула за период 1904-1910 гг. составил 5736,4 тыс. пуд. (Таблица 2.1) [2, с. 259; 28, с. 215] Причем из них 3-4 млн. приходились на флотилию Е.И. Мельниковой, мещанки из Вологодской губернии, которая основала в Барнауле частную пароходную компанию в 1893 г. Ее компания быстро развивалась и в 1890-е годы использовала двухпалубные пароходы. В 1910-1914 флотилия Мельниковой насчитывала 10 пароходов мощностью 2130 л. и 6 барж вместимостью 490 тыс. пудов, а также 6 дебаркадеров. [2, с. 183; 28, с. 273]

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10