Речное и набережное строительство г. Барнаула

Страница 4

Так называемый «ковш» является грузовой пристанью. Он расположен в затоне, образованном между островом Отдыха и «континентальной» частью Барнаула (коренным берегом Оби). Этот затон в своё время являлся протокой и начинался от устья р. Барнаулки. Однако к 1940-м гг. прошлого века место ответвления протоки от основного русла сильно обмелело по причине отлагаемых здесь донных осадков р. Барнаулки. Это вызывало большие затруднения в судоходстве, поэтому в 1941 г. началась капитальная работа по строительству дамбы для образования «ковша» [25, с. 17; 29]. Она длилась около десятилетия, т.к. затон оказался очень мелким и в зимней период просто пересыхал. Приходилось проводить дноуглубительные работы. Длинна образованного таким образом затона составила на сегодняшний день около 4200 м (посчитано по [8]). Но стоячая вода сыграла существенную негативную роль. Во-первых территория «ковша», особенно в районе дамбы, широко использовалась как зона отдыха (откуда и произошло название острова Отдыха). Теперь же это больше зона коммунальная [29]. Огромное количество мусора, как на прибрежной территории, так и в глубине суши, отталкивает отдыхающих. Свалки здесь довольно малы по размерам, однако весьма часты (прил. 2).

Во-вторых, основные функции «ковша» - это хранение судов в зимней период, временные стоянки в период навигации, погрузка-разгрузка грузов на судах, судоремонтные работы. Но, как известно, при разгрузке-погрузке неминуемо происходит естественная убыль массы грузов. Иными словами, часть их теряется в окружающую среду [21]. Так же судоремонтные, как и судостроительные, работы приводят к загрязнению окружающего пространства. Это весьма актуально для «ковша» в последние десятилетия. Приведем цитату из популярной статьи: «Протока Оби возле рабочего поселка Затон надежно пропитана “нефтепродуктами”. На дне ее покоится промасленная ветошь, выброшенная нерадивыми судоводителями . В Затоне и “Ковше” зимой ремонтируют теплоходы. Прямо на льду высятся кучи ржавого железа, тряпье в мазуте, краска, куски проволоки и прочее. За последние 15 лет судоремонтники превратили Затон и “Ковш” в мертвую зону. И в конце – концов такое отношение к реке привело к печальным последствиям – загрязнению вод» [33]. Карта, уже указанная выше, хорошо иллюстрирует этот факт.

Другая пристань Барнаула – пассажирская. Она расположена в районе Речного Вокзала, близ площади В.Н. Баварина. Ее главная функция – перевозка пассажиров. Существует два рейса у пассажирских теплоходов. Во-первых, это рядовые рейсы до населенных пунктов. Вниз по течению маршрут проходит до станции Кокуйской, вверх – до деревни Рассказиха. Однако навигация до многих из них часто прекращается еще до того, как закрывается вообще навигация по Оби в районе Барнаула. Связано это с русловыми процессами и, как следствие, уменьшения глубины воды [14, с. 91]. В целом у Оби амплитуда изменения ее уровня составляет 7 метров по максимуму (по [5]). В связи с этим, при очень низких уровнях теплоходы не могут доплыть до назначенных пунктов. Иногда в конце лета – в начале осени в таких случаях перевозку пассажиров осуществляют два теплохода: в рейсе до Рассказихи теплоход «Москва» доплывает до деревни Бобровка, а дальше пассажиры пересаживаются на скоростной теплоход «Заря» с очень низкой осадкой. В целом мы можем свидетельствовать, что при имеющихся тенденциях руслоформирования Оби в районе Рассказихи, этот населенный пункт через одно-два десятилетия вовсе окажется отрезан от теплоходных маршрутов.

Надо сказать, что полвека назад работали рейсы и до городов Бийск и Камень-на-Оби. Хотя и тогда были большими проблемы с такой длинной навигацией (по причине все того же руслоформирования), однако ныне теплоходы вообще не совершают этих рейсов. В середине 1950-х между Бийском и Барнаулом сообщение шло двумя судами: газоходом «Зюйд» (Бийск – Усть-Чарышская Пристань) и пароходом «Товарищ» (Барнаул – Бийск). Рейс длился 37 часов. От Барнаула до Камня-на-Оби чуть меньше – 36 часов (но обратно, против течения, - около двух с половиной суток) [18, с. 59].

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10