Китай

Страница 15

2) Животноводство. Это самостоятельна отрасль хозяйства в западных, северо-западных и в северных засушливых горных частях страны. Основной отраслью животноводства является свиноводство (500 млн. голов в 1999 г., первое место в мире). В Китае свыше 160 млн. голов крупного рогатого скота, и самое крупное стадо мелкого рогатого скота. В каждой крестьянской семье разводят домашнюю птицу. Велико значение водных промыслов, по производству продукции которых Китай лидирует. Для рыборазведения широко используются рисовые поля, в провинции Сычуань.

Доля сельского хозяйства в общем объеме ВВП составляет примерно 15% за 2002 г., что является оптимальным значением в хозяйстве страны. В дальнейшем активных структурных изменений доли сельского хозяйства в ВВП, ожидать не стоит, хотя скорее всего к 2010 г. его доля снизится до 10%, но это не будет негативной тенденцией, просто в условиях роста экономики, будет увеличиваться доля транспорта и сферы услуг. О транспорте мы поговорим в следующей главе.

Динамично развивающаяся экономика Китая обусловила заметны рост грузоперевозок. В середине 90-х годов главным видом транспорта по объему перевезенных грузов является автомобильный (свыше ¾ всего объема грузоперевозок). Ведущее место по грузообороту занимает водный транспорт (около половины всего объема грузооборота), на втором месте железнодорожный (с показателем свыше 1/3). Причем роль водного транспорта, в первую очередь морского, заметно возросла, что связано с осуществлением политики «открытых дверей» и увеличением внешнеторговых перевозок.

Железнодорожный транспорт продолжает играть ведущую роль в перевозках грузов на дальние расстояния внутри страны. Несмотря на значительную протяженность железных дорог (около 66 тыс. км), плотность сети намного меньше, чем, например, в таких крупных станах, как США и Индия. Транспортная проблема усугубляется тем, что подвижной состав (свыше 80% - паровозы и дизели, доля электровозов – около 15%) по структуре и состоянию далеко отстает от современных требований. Однако по грузообороту железных дорог КНР занял ведущее место в мире. В структуре грузов резко выделяется уголь, меньшее значение имеют строительные материалы, набирают рост руды, нефть, нефтепродукты, в основном это экспорт из России. Интенсивно эксплуатируются дороги Пекин – Шэньян, Тяньцзинь – Шанхай, Пекин – Гуанчжоу.

Развитие морского транспорта отражает быстрый рост китайского торгового флота и морских перевозок. Свыше 40 линий обеспечивают связи с почти 500 портами более чем 100 стран. В структуре морского флота представлены универсальные, комбинированные суда, сухогрузы, танкеры. Быстро увеличивается удельный вес контейнеровозов, ролкеров. Динамично растет грузооборот морских портов – в 1999 г. для основных портов он достиг почти 1040 млн. т (рост по сравнению с 1990 г. – в 2 раза). Во внешнеторговых операциях участвуют 116 портов КНР, но ¾ внешнеторговых грузов проходят через 8 ведущих – Шанхай (грузооборот 165 млн. т в 1995 г.), Циньхуандао, Гуанчжоу, Нинбо, Далянь, Тяньцзинь, Циндао, Чжаньцзян.

Речной транспорт особенно важен для перевозок грузов в широтном направлении. Общая протяженность внутренних судоходных путей – около 111 тыс. км. Исключительно значение реки Янцзы, на бассейн которой приходится 65% судоходных путей, 70% грузов, свыше 80% грузооборота речного транспорта страны. Главные порты на реке Янцзы – Шанхай, Нанкин, Ухань, Чунцин. Среди водных путей особое место занимает древний Великий канал, который тянется почти на 2000 км от Пекина до Хуанчжоу.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18