Бангладеш

Страница 7

Обрабатывающая промышленность в большой степени зависит от импортного сырья. Это относится к хлопчатобумажным фабрикам, выросшим во многих городах – Дакке, Нараянгандже, Кхулне, Читтагонге, Куштии и Пабне. В стране многочисленны джутовые, текстильные, швейные и кожевенные предприятия. В Читтагонге действуют нефтеперерабатывающий комбинат и сталеплавильный завод, который выпускает круглый прут, мягкую листовую сталь, оцинкованный лист. В Кхулне и Читтагонге ведется строительство и ремонт судов. На отечественные ресурсы опираются лишь отрасли, связанные с переработкой джута, сахарного тростника и чая, а также целлюлозно-бумажная промышленность и заводы минеральных удобрений. Джутовые фабрики расположены близ Дакки и в Кхулне, Читтагонге, Чандпуре и Сираджгандже. Сахарные заводы размещены в северных и восточных округах страны, а также в районах Маймансингх, Хабигандж и Дакка. Чайные фабрики находятся в округах Силхет и Читтагонг. Бумагу изготавливают предприятия в Чандрагхоне и Пабне, твердый картон – в Кхулне. В Силхете налажен выпуск бумажной массы из бамбука, тростника и отходов переработки джута. Минеральные туки на базе природного газа производят в Фенчугандже (округ Силхет), в Горасале и в Ашугандже (под Даккой). Быстро развивается производство готовой одежды, что оказывает положительное влияние на занятость населения, структуру импорта и особенно экспорта. В 1947–1971 многие отрасли индустрии в Восточном Пакистане появились благодаря государственной Корпорации промышленного развития Пакистана. Построенные предприятия продавались преимущественно бизнесменам из западной части страны. В 1972 правительство Бангладеш национализировало ряд отраслей (джутовую, сахарную, хлопчатобумажную промышленность), банки, страховые компании и некоторые фирмы, владевшие речным и морским флотом. После 1975 руководство Бангладеш стало поощрять частный сектор и проводить политику привлечения иностранных инвесторов и приватизации государственных предприятий, в первую очередь джутовой и текстильной промышленности. Транспорт. Транспортное сообщение в Бангладеш осложнено природными условиями. Через Ганг, выше Куштии, возведен единственный мост. По нему проходит ширококолейная железная дорога. В 1998 сдан в эксплуатацию совмещенный железнодорожный и автомобильный мост через Джамуну. Мосты на Падме вообще отсутствуют. Поэтому перевозки людей и грузов через большинство рек осуществляются на железнодорожных паромах. Дополнительные проблемы создает разная ширина железнодорожной колеи. К востоку от Джамуны и Падмы бывшая Ассамо-Бенгальская магистраль и другие имеют метровую колею. На западе страны почти все железные дороги ширококолейные; они обеспечивают связь северо-западных районов Бангладеш с Куштией, Джессуром и Кхулной, а также ведут в Индию. Правобережные рельсовые пути от одной из переправ через Джамуну до Сантахара, Рангпура и Динаджпура тоже метровой колеи. Общая протяженность железных дорог в стране ок. 2900 км. Автодорожная сеть гуще в тех местностях, где было легче возводить мосты, – прежде всего в западных округах, к северу от Дакки и на территории между Читтагонгом и Силхетом. В низовьях рек движение автомобильного транспорта затрудняется из-за необходимости часто прибегать к услугам паромов, к тому же многие дороги в дождливый сезон становятся непроезжими. Протяженность автомобильных дорог в Бангладеш ок. 10,5 тыс. км. Первостепенное хозяйственное значение имеют речные перевозки. Между административными центрами ряда округов налажено пассажирское авиасообщение. Бангладешская авиакомпания «Биман», основанная в 1972, помимо обслуживания внутренних линий обеспечивает полеты во многие государства Азии, Европы, Африки и в США. В стране действуют два морских порта – в Читтагонге (порт ввоза) и Чарне (порт вывоза). Внешняя торговля. Ведущие статьи экспорта – готовая одежда, джут и изделия из него, трикотаж и морепродукты, дополнительные – кожа и кожаные изделия, чай, сантехническое и кухонное оборудование, электробытовые приборы, компьютерное оборудование, средства связи, парфюмерия, фармацевтические товары. Основные импортеры – США, Великобритания, Германия, Франция. В импорте преобладают промышленное оборудование и транспортные средства, продовольствие, главным образом рис и пшеница, черные металлы, хлопок и продукты его переработки, нефтепродукты, минеральные удобрения и растительное масло. Наиболее крупные поставщики – Индия, Япония, Китай и США. Доля продовольствия в стоимостном выражении составляет ок. 15% от всего импорта. В 1997 дефицит внешнеторгового баланса составил ок. 2,5 млрд. долл. Несбалансированность внешней торговли компенсируется за счет иностранных займов и кредитов и денежных переводов в страну от граждан, работающих за границей. Эти переводы в 1997 достигли 1,5 млрд. долл. Безвозвратные ссуды, поступившие из-за рубежа в 1993–1994, составили 463 млн. долл. Иностранный капитал направляется в основном в табачную, фармацевтическую, химическую, кожевенную, электротехническую и электронную промышленность. Внешний долг страны оценивается в 17 млрд. долл. (ок. 50% ВВП). Ежегодно на обслуживание внешнего долга затрачивается ок. 18% ВВП.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11