СЭЗ в России

Страница 5

3. предоставление в аренду помещений, земли по льготным тарифам на длительный срок, льготные транспортные тарифы, льготные цены на энергоносители;

4. обеспечение упрощенного порядка вступления в СЭЗ и гарантии свободного предпринимательства; Купить цветы в Апшеронске среди цветов.

5. предоставление льготных кредитов, в том числе налоговых, под определённые программы, предоставление государственных гарантий по кредитам;

6. упрощённая система международных перемещений граждан и капиталов, в том числе капиталов в иностранной валюте.

Таблица 1.

Льготный налоговый режим, применяемый для предприятий, зарегистрированных в ЭЭР «Алтай» и СЭЗ «Алтай» (24).

Местные налоги

0%

Налог на прибыль

13%

НДС

Льгота

Налог на пользователей автодорог

0.5%

При создании СЭЗ в России проявилась «гигантомания» - создание зон на больших территориях, соответствующих территориям субъектов Федерации и превышающих 10 тыс. кв. км. – СЭЗ «Янтарь», «Ингушетия» и др. Российская практика говорит, что все претенденты на создание СЭЗ стремятся взять под свою ответственность как можно больше территории, не понимая, что чем ее больше, тем хуже для предпринимательского успеха зоны (22). Если мы обратимся к зарубежному опыту по созданию и нормальному функционированию СЭЗ, то произведенные расчеты показывают, что:

ü для нормального обустройства 1 кв. км экспортопроизводящей зоны требуются вложения порядка 40-45 млн. дол. США;

ü для нормального обустройства таможенно-торговой зоны требуются вложения порядка 10-15 млн. дол. США.

Где возьмет эти средства администрация, например, Читинской области, заявившая о намерении создать СЭЗ на всей территории - 432 тыс. кв. км, или Алтайский край - 262 тыс. кв. км? (А общая площадь только первых 11 учрежденных СЭЗ составляет 1 млн. кв. км, или 7% территории России). Именно по этой причине большая часть СЭЗ ограничена пределами предприятия, нескольких производственных объектов, портов или небольшого по территории города (28).

Отдельно следует отметить создание международной специальной экономической зоны. СЭЗ «Тумаган» создана на стыке границ России, КНР и КНДР. Данный проект рассчитан на 25-30 лет. В СЭЗ построен порт и намечена постройка многочисленных промышленных предприятий с использованием китайской, корейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять сырье для переработки на эти предприятия. Предприниматели, организовавшие производство в СЭЗ, будут пользоваться многочисленными льготами. Проект создания СЭЗ предполагает также прокладку железной дороги через территорию Китая, государства Средней Азии в Европу, призванной значительно сократить этот путь.

2.2. Предпосылки и цели создания СЭЗ.

Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. (Впрочем, как отмечено в (28, стр. 8), согласно мировому и отечественному хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при создании СЭЗ, почти всегда не совпадают с тем, что происходит в результате фактического развития).

На выбор типа зон для конкретных территорий влияют не только общие, но и локальные факторы. Так, для транспортных, внешнеторговых зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило, размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая сила. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры. Организация комплексных Особых экономических зон (ОЭЗ), предполагает анклавное или островное положение территории, как это и было отмечено в проекте Федерального закона «О Свободных экономических зонах в Российской Федерации» (33), что связано с проблемами, рассматриваемыми ниже.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16