Топливно-энергетический комплекс России

Страница 3

Этот новый подход даст возможность компаниям добиться эффективного инвестиционного планирования и привлечет ин­весторов. Убытки от падения мировых цен не должны ложиться бременем на бюджет. И мы не можем мириться также с тем, что фактическая прибыль от роста добычи топлива несправедливо присваивается.

Нуждается в уточнении и налоговая политика. Она должна быть прежде всего нацелена на достижение не только бюджет­ного, но и инвестиционного эффекта. Это мы тоже прекрасно понимаем. И конечно, основа всей нашей деятельности будет направлена на то, чтобы снижать налоговое бремя не только в целом в экономике страны, но и в областях ТЭКа в том числе.

Вместе с тем нужно повнимательнее посмотреть, что проис­ходит сегодня в налоговой сфере. И не только у Правительства, но и, как раньше говорили, «у широких масс трудящихся», насе­ления. У граждан часто возникает закономерный вопрос — сколько же денег ТЭКа в тех полутора миллиардах долларов, которые ежемесячно утекают из страны. В конце концов, недра принадлежат государству. Ни для кого уже не секрет, что неф­тяные компании используют оффшоры: и зарубежные, и наши доморощенные.

Не все ясно и с так называемыми «масштабными российски­ми инвестициями за рубежом», особенно в условиях инвестици­онного голода в самой России. Мы не против цивилизованной работы с оффшорами, это – отдельный вопрос. Я думаю, что нужно говорить просто о более совершенной налоговой системе. Главное направление движения — создать в России привле­кательные, стабильные условия инвестирования. Требует опера­тивного исправления ситуация с разведанными запасами. В ре­зультате обвального спада геологоразведочных работ за послед­ние восемь лет в целом по стране запасы уменьшились более чем на 9,5%. В Западной Сибири – более чем на 16%. Приросты за­пасов не компенсируют даже текущую добычу энергоресурсов.

По существу, идет проедание ранее разведанных запасов. И такое положение просто опасно. Цивилизованный мир поступает прямо наоборот: раз­ведка запасов опережает темпы текущей добычи. В связи с этим необходимо внести изменения в законодательство о недропользовании. Компаниям нужны стимулы для проведения геолого­разведочных работ за счет своих средств. У небольших компа­ний должен появиться интерес к эксплуатации недоиспользо­ванных месторождений.

Большая проблема в нефтеперерабатывающей промышлен­ности – глубина переработки. Ее средняя величина на заводах России составляет 67%. В Соединенных Штатах, например - 90%. И в мире, в среднем, примерно такой же показатель. Ясно, что эффективность нефтепереработки у нас должна быть уве­личена. Но это увеличение должно быть тесно связано с созда­нием условий для сокращения потребления мазута в электро­энергетике. Иными словами, увеличение глубины переработки не должно порождать новый кризис в обеспечении экономики и населения теплом и электроэнергией. Это необходимо учесть и Минтопэнерго, и Минэкономики.

Следующий вопрос – тот, который нас интересует, может быть, больше всего сегодня — дисциплина платежей как в стране в целом, так и в ТЭКе. Нужно признать, государство в значительной степени са­мо порождало неплатежи за энергоресурсы.

Конечно, такая ситуация нетерпима, и многие шаги для ее исправления нами уже делаются. Например, введены лимиты потребления. Но этого недостаточно. Это скорее административные меры.

Задача государства — полностью ликвидировать задолжен­ность бюджетных потребителей перед поставщиками энергоре­сурсов. Эти меры должны стать составной частью целостной концепции развития ТЭКа. Однако существует много претензий и к нефтяным компаниям. Думаю, что требования к головным компаниям за долги их дочерних структур должны быть жестче со стороны государства.

Придется активизировать работу по повышению эффектив­ности использования энергоресурсов. Эта тема все еще не ста­ла актуальной ни для предприятий, ни для населения. Это тем более важно, что переход на энергосберегающие технологии, более эффективная организация потребления энергии позволят повысить тариф, а значит и доходы ТЭКа в целом.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25