Топливно-энергетический комплекс России

Страница 2

Необходимо стремиться к более рациональной структуре внешнеторгового оборота, уменьшать вывоз сырья и при этом увеличивать экспорт нефтепродуктов, товаров нефтехимии, электроэнергии, продуктов других отраслей промышленности.

Мы уже ощущаем начало подъема промышленности. Однако в ряде регионов рост производства сдерживается именно нехват­кой платежеспособного спроса на энергетические ресурсы, да и самих ресурсов не хватает. В некоторых отраслях производства на крупных предприятиях происходит даже сокращение рабочих. Поначалу людей приняли, увеличили обороты производства, а потом из-за нехватки электроэнергии, теплоснабжения, прихо­дится сворачивать производство и сокращать рабочие места.

В интересах государства — в интересах долгосрочных, стра­тегических – увеличивать поставку энергоносителей на внут­ренний рынок. Естественно, это возможно только при соблюдении определенных условий: сокращения неплатежей, роста про­изводства в перерабатывающих отраслях.

Один из стратегических выводов заключается в том, что го­­сударству надо занять активную линию защиты отечественных предприятий ТЭКа и на международной арене. Любые вводимые против наших компаний и товаров ограничения должны подвер­гаться тщательному изучению и оспариваться. А еще лучше – пресекаться.

Раньше этими вопросами занимались недоста­точно эффективно. В новых условиях без этого не обойтись. Нужна дипломатическая поддержка в ликвидации неплатежей со стороны иностранных партнеров, в снижении ими транзитных и прочих тарифов. Соответствующие директивы будут направ­лены во все российские посольства и торговые представитель­ства.

Известно, как активно другие государства за­щищают своих товаропроизводителей на внешних рынках. Госу­дарственные деятели иностранных государств – наших партне­ров – не стесняются ставить эти вопросы на самых высоких уровнях, ждут конкретного результата. Более того, еще и агрес­сивно настаивают на этом результате. И у нас резервы есть, притом огромные. Например, общий долг стран СНГ по постав­кам топливно-энергетических ресурсов оценивается сейчас в общем, примерно, в 70 млрд. рублей.

Среди наших национальных интересов — развитие на саха­линском направлении и выход в Карское море; ускорение стро­ительства новых портовых комплексов на Балтике и Черном мо­ре, модернизация действующих и прокладка новых трубопрово­дов, укрепление единого рынка энергоносителей России, Укра­ины, Белоруссии, Казахстана, Туркменистана; проведение энер­гетических, газовых и нефтяных мостов в Китай; активное вза­имодействие с Азербайджаном и Турцией. Мы должны торговать энергоносителями как можно с большим числом стран, искать новых партнеров. Мы должны строить свою работу, исходя из геостратегических интересов Российской Федерации.

Сегодня структура добычи углеводородного топлива не сов­падает со структурой его потребления внутри страны. Так назы­ваемая «газовая пауза» — период, когда в пять раз выросла до­быча газа и в три раза — удельный вес газа в топливном балан­се страны, в принципе, заканчивается.

И потому следующий вывод заключается в том, что нужно срочно менять подход к структуре топливно-энергетического баланса. В основе нового взгляда на проблему должна лежать оптимизация соотношения цен на отдельные взаимозаменяемые энергоресурсы — уголь, газ, мазут.

Очень важный вопрос — разработка государственной энер­гетической стратегии России до 2005-2015 года. Ее реализация должна обеспечить энергетическую безопасность страны и предпосылки для продолжения экономического роста в России. Для вхождения в мировую экономическую систему нужна промышленность, которая эффективно и экономно использует энергоносители. У нас же за последнее десятилетие удельная энергоемкость ВВП не только не снизилась, но даже возросла на 21%. Очевидно, что масштабное уменьшение энергоемкости экономики вызовет рост эффективности производства и даст импульс внедрению высоких технологий.

Один из серьезных и для государства, и для предприятий от­расли вопросов – совершенствование механиз­ма экспортных пошлин. Обязанность государства – обеспечить его прозрачность и ясность. Отсюда следует немаловажный вы­вод: нужны гарантии, что пошлины не будут произвольно ме­няться, что по этим вопросам не будет приниматься единолич­ных административных решений, а изменение ставок пошлин должно быть жестко увязано с динамикой мировых цен на энер­гоносители.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25