Характеристика Франции
В 1996 г. во Франции результат экономической деятельности составил 48 - 49 млрд. фр. В отрасль входят более 120 предприятий. Количество персонала, работающего на них, составляет 44, 5 тысяч человек. Нефтяная промышленность проводит большую работу по установке нефтяного оборудования за рубежом. Оборот этих мероприятий в 1996 г. составил 24 - 25 млрд. фр. Французские фирмы получили 25 % оборота в Африке и 22 % в Северном море. В Северной Америке французские фирмы практически не представлены, они связывают свои надежды с Южной Америкой. Они начали проведение некоторых работ в Мексике.
Для страны характерна высокая концентрация производства. Мелкие и средние предприятия сохраняют наиболее значительные позиции в металлообрабатывающей промышленности и в отраслях общего машиностроения, станкостроении, текстильной и швейной промышленности.
Черная и цветная металлургия
Ведущим французским продуцентом и экспортером в этой отрасли продолжает оставаться государственная сталелитейная компания “Юзинор - Сасилор”. На предприятиях компании в 1994 г. было произведено 5, 2 млн. т стали, что составляет 29, 1 % ее производства в стране. В середине 90 - х годов “Юзинор - Сасилор) обеспечивала более 98 % национального экспорта в данной отрасли.
Лидером французской цветной металлургии является государственная компания “Пешинэ”, на долю которой приходится 93, 2 % всего производимого в стране алюминия (общий объем производства алюминия компанией в 1994 г. – 600 тыс. т). Крупнейший французский экспортер цветных металлов (в 1994 г. на долю компании приходилось 75 % экспортных продаж отрасли).
Автомобильная промышленность
Автомобильная промышленность во Франции отличается очень высокой степенью монополизации. На крупнейшие автомобильные компании “Рено” и “Пежо” приходится более 90 % продаж и почти 100 % экспорта в отрасли. Лидирующее положение на французском рынке автомобилей занимает государственная автомобильная компания “Рено”, национализированная в 1946 г. (на ее долю в 1994 г. приходилось 49, 3 % произведенных во Франции автомобилей). В 1994 г. экспорт компании в натуральном выражении составил 795, 6 тыс. автомобилей, или около 46 % национального экспорта. Экспортные продажи компании в 1995 г. достигли 75, 6 млрд. франков. Частная автомобильная компания “Пежо” практически не уступает государственной “Рено”. В1994 г. экспорт компании в натуральном выражении составил 935, 26 тыс. автомобилей, или около 54 % национального экспорта. Экспортные продажи компании в 1995 г. достигли 60, 5 млрд. франков.
Электротехническая промышленность
Крупнейшим продуцентом и экспортером электроники и электротехники во Франции является “Компани женераль д’электрисите” (с 1981 по 1986 г. – государственная компания, в 1987 г. – реприватизирована). Экспортные продажи компании в 1995 г. составили 73, 9 млрд. фр., или 58 % ее консолидированных продаж. На предприятиях компании занято около 53 % всех работающих в отрасли.
Химическая промышленность
В химической промышленности действует значительное количество крупных предприятий, что связано с необходимостью значительных капиталовложений в производство. Крупнейшей в отрасли является государственная химическая компания “Рон - Пулэнк”, национализированная в 1981 г. Консолидированные продажи в 1995 г. составили 56, 2 млрд. франков. Среди крупнейших промышленных компаний Франции занимала 14 - е место.
Среди парфюмерно - косметических фирм, которых на французском рынке действует около 300, абсолютным лидером является компания “Л’Ореаль”, входящая по величине консолидированных продаж (20, 1 млрд. франков в 1995 г.) в число 10 крупнейших химических компаний страны.
Пищевкусовая промышленность
Пищевкусовая промышленность Франции насчитывает около 3, 9 тыс. фирм, из них 3, 5 % приходится на долю крупных, а 14, 6 % - средних предприятий. Большую роль в этой отрасли играют производственные кооперативы. Крупнейшей пищевкусовой компанией является БСН, которая по величине консолидированных продаж в 1995 г. (37, 2 млрд. франков) занимала 23 - е место в списке ведущих промышленных компаний Франции. Доля экспорта в консолидированных продажах составила в 1995 г. 32 %.