Геоурбанистика

Страница 3

§ Малые города – до 50 000 жителей;

§ средние города – от 50 000 до 100 000 жителей;

§ большие города – от 100 000 до 250 000 жителей;

§ крупные города – от 250 000 до 500 000 жителей;

§ крупнейшие – от 500 000 до 1000 000 жителей; Смотрите коврик для ванной комнаты большой купить у нас.

§ города-миллионеры – свыше 1000 000 жителей.

Классификация по ЭГП - позволяет определить общие черты экономической структуры. Выделяются:

§ города, расположенные в узлах пересечения транспортных путей (например, Новосибирск, Красноярск);

§ города, расположенные в крупных горнодобывающих районах (Новокузнецк, Губкин);

§ города, расположенные в районах крупной обрабатывающей промышленности (Ярославль, Иваново);

§ города, расположенные в районах интенсивного с/х (Краснодар, Ставрополь) и другие.

Классификация по народнохозяйственным функциям:

§ многофункциональные (сочетают административно-политические, культурные и экономические функции (столицы и многие крупные города);

§ с резко выраженным преобладанием промышленных и транспортных функций межрайонного значения (их можно разделить на промышленные, транспортные и промышленно-транспортные) - возникают в развитых индустриальных районах;

§ города с преобладанием других функций (кроме промышленных и транспортных) - главным образом небольшие административные организационные центры низовых районов;

§ города-курорты;

§ научные и научно-экспериментальные центры и другие.

Типология – распределение городов по типу – обосновывается на сочетании признаков. Ее можно назвать классификацией по типу, т.е. высшей ступенью классификации.

В геоурбанистике разработаны и нашли применение множество типологий городов[4].

Например:

1. Генетическая типология (за основу принимается время возникновения города).

2. Функциональная типология – наиболее распространена (значение имеют следующие признаки городов: степень развитости функциональной структуры, территориальное содержание функций, ЭГП).

3. Синтетическая (интегральная) функциональная типология (может быть построена на сочетании основных признаков, характеризующих сущность города спозиций экономической географии).

Типы городов России: центральные места и специализированные (отраслевые) центры.

Центральные места – столица (Моксва), центры экономических районов (Воронеж), центры субъектов (Майкоп), межрайонные центры (Орск), районные центры (Козельск), внутрирайонные центры (Апрелевка). Специализированные: промышленные центры (Тольятти), транспортные (Новороссийск), научные (Пущино), туристические центры (Суздаль), курортные города (Сочи).

1.4. Юридические и фактические границы города

Каждый город имеет юридическую границу, или городскую черту, в пределах которой проживает собственно городское население. Так, например, юридической границей Москвы является кольцевая автодорога протяженностью 109 км. С ростом людности застройка городского типа начинает преодолевать юридическую границу города сначала вдоль главных радиальных дорог, а потом заполнять промежутки между ними.

Таким образом, фактическая граница города выходит далеко за пределы административной. Несоответствие между этими границами осложняет управление городским хозяйством. Городская администрация вынуждена обеспечивать продовольствием, транспортом, услугами не только жителей города в его административных границах (т.е. реальных налогоплательщиков, за счет которых формируется городской бюджет), но и так называемых "маятниковых" мигрантов - людей, проживающих в пригородах, но ежедневно приезжающих на работу в город. Решение этой проблемы может быть найдено двумя способами: совместным участием в городских расходах жителей города и пригородов или расширением административной границы города до уровня фактической городской застройки.

Рост и развитие современных городов связаны прежде всего с экономическими выгодами : концентрация производителей и потребителей на ограниченной территории само по себе становится источником дополнительных доходов из-за снижения издержек производства на выпуск единицы продукции (возможности создания производств оптимальных размеров) и сокращения транспортных расходов (близость покупателей и продавцов, создание общей инфраструктуры).

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18