Геоурбанистика

Страница 4

Однако экономический выигрыш от роста площади и численности населения города увеличивается лишь до определенных пределов - до тех пор, пока возрастающие транспортные расходы на перевозку товаров, сырья и пассажиров будут выгодны при данных издержках производства.

Глава 2. Город в расселении и территориальной структуре хозяйства

2.1. Экономико-географическое положение городов

Рассмотрение ЭГП –основа характеристики города. В формировании его функциональной структуры надо видеть реализацию тех или иных сторон географического положения. Намечая направления дальнейшего развития, следует основываться на еще не использованных резервах ЭГП.

Чтобы представить город во всей сложной системе связей, столь важной для его развития, часто используются понятия макро-, мезо- и микроположения[4]. Умение совмещать территориальные уровни положения города очень важно.

Главным фактором, определяющим возникновение города в данном месте, является транспортно-географическое положение. Это исключительно важная особенность ЭГП городов подтверждается, в частности, большим числом ныне крупных центров, возникавших у перехода через реку («город мост»): Новосибирск, Красноярск.

Жизненно важная для городов связанность с дорожной сетью подтверждается ролью их, как ворот, открывающих пути в районы: Ростов-на-Дону, Владикавказ, Дербент. Во многих городах ворота являются известным символом (Владимир, Киев, Любек, Бомбей).

Формирование территориальной структуры хозяйства и ее трансформация, сооружение новых транспортных магистралей, освоение новых ресурсов, основание новых городов – все это может существенно влиять на ЭГП города. Таким образом, ЭГП – категория в большой степени историческая (примеры: Астрахань, Псков). Иногда определенные функции передаются городу с более выгодным ЭГП (примеры: Бразилиа, Астана).

Советский географ И.М.Майергойз разработал следующую принципиальную структуру ЭГП города[9]:

А. Основные территориальные отношения:

1. Отношение к элементам общественного производства:

§ промышленно-географическое – положение относительно источников энергии, основных видов громоздкого сырья (лес, металл), сгустков обрабатывающей промышленности;

§ аграрно-географическое – положение относительно продовольственных баз, баз сельскохозяйственного сырья;

§ транспортно-географическое – положение относительно морских путей, других магистральных путей, транспортных узлов;

§ сбыто-географическое - положение относительно рынков сбыта товаров производственного назначения (угля, черных металлов), рынков сбыта потребительских товаров;

§ демо-географическое – положение относительно трудовых ресурсов, научно-технических кадров;

2. Отношение к ареалам:

§ внутриареальное (центральное, эксцентричное, периферийное) - положение относительно административных ареалов, интегральных экономических ареалов, прочих ареалов (угольных бассейнов, ареалов определенной с/х специализации, расселения определенной национальности и т.п.);

§ межареальное - положение относительно тех же объектов, что и внутриареальное положение.

Б. Производные территориальные отношения – отношения к линиям и фокусам:

§ на грузопотоках - положение относительно внутрирайонных связей, межрайонных связей, внешнеэкономических связей;

§ на пассажиропотоках – преимущественно внутренних;

§ взаиморасположение - положение относительно своей локальной системы городов (в том числе пригородной зоны), своей территориальной системы городов, городов других территориальных систем (особенно столиц).

В. Интегральные территориальные отношения (отношения отношений) – отношение к территориям различного масштаба (с учетом интенсивности связей с ними):

§ микроположение – положение относительно одного или нескольких административных районов, планировочного микрорайона;

§ мезоположение – положение относительно крупного экономического района;

§ макроположение - положение относительно экономического региона или нескольких экономических районов;

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18