Сравнительная характеристика Калининградской области и Приморского края

Страница 12

Иная ситуация сложилась для ОЭЗ – Калининградской области. После распада СССР регион в географическом смысле ничего нового не приобрел, но геополитическое и геоэкономическое положение радикально изменилось. Открылись интересные возможности, но в тоже время появились скрытые угрозы. Область расположена в центре южной части Балтийского региона, обладающей большим потенциалом экономического роста Эта зона -–наиболее заселенная , урбанизированная , обладающая крупными индустриальными центрами. Близость к станам с переходными экономиками ( Польша и страны Прибалтики ), где есть похожие проблемы и сходное экономико-географическое положение, помогает и облегчает использование их опыта трансформации.

В числе слабых сторон – пространственная удаленность региона от России. Во всех отраслях наблюдается спад производства . На примере транспортного комплекса рассмотрим влияние оторванности от основной территории России на экономику области. Транспорт является одним из приоритетов регионального развития , особенно морской транспорт, нацеленный на обслуживание российских внешнеэкономических связей. Мощности Калининградских морских портов, торгового и рыбного, превышают 10 млн. тонн. Однако, они загружены только на треть. Основная часть грузопотока ″ ушла ″ из Калининграда в страны Балтии, обладающие более современными и крупными специализированными портами, где обработка грузов обходится дешевле.

Конкурентоспособность же портов области снижают установленные в Москве высокие портовые сборы и железнодорожные тарифы Министерства путей сообщения РФ, эксклавное положение региона, вынуждающее отправителей грузов из России в Калининград оформлять множество документов, необходимых для пересечения границы. Например, в отраслях машиностроительного комплекса , предприятия области не связаны между собой, а их поставщики, смежники и потребители находятся за пределами региона.

Итак, ключевой проблемой для Калининградской области является обеспечение более дешевой транспортировки грузов через территорию Литвы ( а также Белоруссии ) и облегчение оформления необходимых формальностей. Эта проблема должна решаться на федеральном уровне , однако калининградским властям необходимо инициировать принятие таких документов и обеспечивать подготовку требующихся предложений.

</SPAN>

</SPAN>

</SPAN>

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Бильчак В., Самсон И., Федоров Г. Калининградский полюс интеграции. Калининград : Янтарный сказ, 2000

2. Буруковская Т.Г. Занимательное краеведение Калининграда , 1989

3. Ваулина В.Д. Наш край Калининград, 1988

4. Гохберг М.Я. Калининградская область « ЭКО » журнал Всерос. Экон. - №2, 2000.

5. Литвин В.М. , Ельцина Г.Н. , Дедков В.П. Калининградская область. Природные русурсы. Калининград : Янтарный сказ, 1999.

6. Родионова И.А. Экономическая география России. – М.: Московский Лицей , 2001.

7. Смородинская Н. – Калининград в условиях объединения Европы : вызов и ответ. – Вопросы экономики, № 11, 2001.

8. Алексеев А.И., Николина В.В. География : население и хозяйство России. М.: Просвещение, 2001.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12