Социально-экономическая характеристика Индии

Страница 10

2). Животноводство.

По поголовью крупного рогатого скота Индии принадлежит первое мес­то в мире. Однако продуктивность скота низкая. Скот истощен вследствие недостаточности кор­мовой базы, частые эпизоотии ведут к вырожде­нию и падежу. Крупный рогатый скот (буйволы, волы, коровы) используется в крестьянских хозяйствах в первую очередь как тягловая сила. В связи с религиозным запретом употреблять в пищу говядину животноводство не является сколько-нибудь значительным поставщиком мяс­ных продуктов, но дает молоко (свыше 70 млн. т в год), шкуры и кожу. Сауна ЮЗАО Москва по материалам сайта.

3). Рыболовство.

В приморских южных и западных областях немалое значение имеет рыболовство. В перс­пективе использование продуктов моря может в какой-то мере улучшить продовольственное положение страны.

3. Транспорт.

Индия принадлежит к числу стран Азии с относительно развитым транспор­том. Во внутренних перевозках главную роль играют железные дороги, общая протяженность которых достигает 59 тыс. км. Однако на эф­фективность работы железнодорожного транс­порта отрицательно влияют неравномерность густоты его в разных частях страны, разноколейность дорог, изношенность подвижного со­става. Последний недостаток активно ликвидируется: Индия полностью обеспечивает себя тепловозами и подвижным составом, и даже часть его экспортирует. Главные железнодорожные магистрали проходят вдоль долины Ганга и мор­ских побережий, пересекают полуостров Индос­тан.

На втором месте во внутренних перевозках стоит автомобильный транспорт. Сеть автодо­рог превышает 3,3 млн. км. Скоростные национальные автострады соединяют между собой крупнейшие города. Более 90% внешнеторгово­го товарооборота приходится на морской транс­порт. Торговый флот имеет суда общим тон­нажем около 6,8 млн. бр.-рег. т. Индия имеет 11 международных и 140 каботажных портов, но около 3/4 внешнеторгового грузооборота проходят всего через два порта — Мумбаи и Калькутту.

Воздушные линии обслуживаются пятью международными аэропортами (государственная компания «Индиан Эйрлайнс») и 90 внутренни­ми, на которых работают одна государственная и семь частных компаний.

V. Внешнеэкономические связи.

Национальная экономика Индии работает прежде всего на свой собственный «бездонный» внутренний ры­нок. Поэтому страна принимает весьма ограни­ченное участие в МРТ: экспорт составляет около 13% ВВП. При низком общем уровне экономи­ческого развития душевой показатель экспорта — порядка 30 долл./год — один из самых низких в мире и не обеспечивает закупку по импорту необходимых товаров. Торговый баланс, как правило, пассивный. Внешний долг Индии превышает четверть стоимости ВВП.

В структуре индийского экспорта основные позиции занимают текстиль (пряжа, ткани и одежда — 24%); сельскохозяйственные и продо­вольственные товары — 8%; драгоценные кам­ни и ювелирные изделия — 17%; машинно-техническая продукция, кожа и изделия из нее, медикаменты и фармацевтические товары. Кар­динальной перестройки структуры экспорта по­ка не произошло. В структуре индийского им­порта основные позиции занимают нефть и нефтепродукты (20%), машины и оборудование (20%), сырье и полуфабрикаты для промышлен­ности.

На мировых рынках отдельных товаров Индия занимает лидирующие позиции по чаю, заметные — по специям, изделиям из кожи, дра­гоценным и полудрагоценным камням, желез­ной руде и концентратам, хлопчатобумажным тканям и текстильным изделиям.

Наиболее крупные торговые партнеры Индии в 1997—1998 гг. (в процентном отношении) в экспорте: США — 19, Великобритания — 6, Сянган — 5,8, Япония — 5,6. В индийском им­порте преобладает продукция США (9,5%), Ве­ликобритании, Бельгии и ФРГ (по 7%).

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14