Социально-экономическая характеристика Индии

Страница 11

Доля России в совокупном внешнеторговом обороте Индии составляет около 2% (2,2% экс­порта и 1,3% импорта). Индия импортирует из России минеральные удобрения, черные и цветные металлы, бумагу, а экспортирует сельскохозяйственные товары (45% экспорта), в том числе чай, кофе, табак, а также текстиль (17%), медикаменты (8%). Краска для стен купить воронеж интерьерные водные краски для стен.

VI. Внутренние различия.

Разнообразие природ­ных условий, большая пестрота национального состава населения со складывающимися веками специфическими культурно-этническими тра­дициями образа жизни, своеобразие развития отдельных частей страны, многоукладность экономики — эти и другие факторы обуслови­ли чрезвычайно сложный характер террито­риальной организации индийского общества.

Для Индии колониального периода были ха­рактерны весьма значительные различия в уров­не экономического развития отдельных ее час­тей.

Более развитыми были приморские части Индии. Крупнейшие ее портово-промышленные города: Калькутта, Бомбей и Мадрас -сосредоточивали до 3/4 фабрично-заводской промышленности страны, а на примыкающих к ним территориях производилась основная часть экспортной сельскохозяйственной продукции. Преимущественное значение для этих районов играли внешние связи, взаимосвязи же их с внутренними областями были слабыми. Таким образом, территориальная структура хозяйства Индии была в существенной степени дезинтег­рированной.

В период независимого развития Индии тер­риториальная структура ее хозяйства претерпе­вает изменения. В глубинных частях страны (особенно на базе разработки богатейших место­рождений полезных ископаемых) строятся круп­ные предприятия тяжелой индустрии, имеющие большое районообразующее значение. Многие из этих новостроек возникли на полимагистра­лях между четырьмя крупнейшими агломера­циями Индии: Мумбаи, Калькуттой, Мадрасом и Дели. Эти крупнейшие экономические узлы страны, влияние которых распространяется в той или иной степени на всю ее территорию, и соединяющие их транспортные коридоры (по­лучившие название «коридоров роста» вслед­ствие дальнейшей перспективности их развития) являются важнейшими элементами территори­альной организации хозяйства современной Индии.

Наиболее зрелыми в экономическом отноше­нии из всех районов этой страны по-прежнему остаются приморские — Западный, Восточный и Южный. Как и в других частях страны, здесь преобладает аграрная экономика, но непрерыв­но возрастает роль промышленности. Занимая около половины территории страны, эти три района концентрируют примерно 3/5 населения и производят более 70% промышленной про­дукции.

Масштабами промышленного производства особенно выделяется Западный район. Его глав­ным районообразующим ядром является Бом­бейская агломерация. Но в его прибрежной час­ти сформировался еще целый ряд значительных промышленных центров (Пуна, Сурат, Вадода-ра), входящих в состав промышленного пояса, протянувшегося от Бомбея до Ахмадабада.

Здесь издавна сложилась крупная хлопча­тобумажная промышленность. Но в настоящее время существенно возрастает значение Запада в машиностроении (особенно тонком и точном), энергетике, химической промышленности, рас­тет нефтедобыча на шельфе.

Запад — главный район выращивания хлопка в стране и единственный — более или менее развитого товарного животноводства.

Формирование Восточного района происхо­дило под мощным воздействием Калькутты.

В колониальный период Восток был главным плацдармом проникновения британского капи­тала в экономику страны. Важное значение в экономике этого района имело культивирование джута и чая, что превратило Калькутту в один из крупнейших в мире центров джутовой и чаераз­весочной промышленности.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14