Автомобильная промышленность России

Страница 11

Во-вторых, коренная модернизация изделий и проектирование новых моделей на базе уже существующих с целью наименьших затрат на научно – исследовательские работы (по существу, их об­новление). Здесь используются технологические возможности произво­дителя и поставщиков-кооперантов, но, как правило, требуется зна­чительное дооснащение производства. При этом изготовление новых узлов (чаще всего в меньшей серийности) целесообразно организовы­вать при помощи уже имеющегося обору­дования. Но с исполь­зованием новой оснастки.

Прием этот широко известен. Самые интересные ре­зультаты были в свое время получены на ВАЗе. Там при создании ав­томобиля ВАЗ-2121 "Нива" в ее конструкцию вошло свыше 90 % из чис­ла наиболее фондоемких механических элементов серийных автомоби­лей. В том числе в новом кузове, тоже унифицированном по ряду дорогостоя­щих элементов интерьера с серийными моделями. В результате при от­носительно небольшой модернизации производства ВАЗ начал выпус­кать машину, не имевшую в ту пору аналогов в мировой практике. На западных рынках она шла вне конкуренции. Однако конкуренты "Ниве" появились только через два-три года.

Серьезным резервом восстановления и увеличения объемов выпус­каемой продукции на ряде заводов, в-третьих, являются так называе­мые спецпроизводства, достаточно мощные по оснащенности, площадям и численности работников. Но при использовании такого уникального интеллектуально-производственного потенциала нужно, чтобы новое из­делие имело определенную преемс­твенность с ранее выпускаемым. Потребуются меры по совершенс­твованию последнего в соответствии с новыми требованиями, а также специально организованная система продвижения нового объекта производства на рынки. Создание та­кого рода "специзделий", которые могут стать машинами и гражданского назначения как для внешнего, так и внутреннего рынков, для отдельных предприятий будет самым правильным выходом из положения. Почему - понятно: конкурентоспо­собность Российской колесной спецтехники и отдельных разработок сомнений не вызывает.

Перепрофилирование многих спецпроизводств отрасли может исключить или свести к миниму­му импорт многих видов дорожно-строительной техники, некрупного нефтяного оборудования, специальных машин и шасси, комплекса аэродромного обслуживания и т.п., т.е. окажется выгодным для народного хозяйства страны. И не придется, как это рекомендуют многие горячие головы, открывать все наши двери настежь, чтобы ввозить из-за рубежа даже то, что в избытке и не хуже может быть сделано дома.

В-четвертых, для производителей грузовиков выходом из положения может стать выпуск специализированных шасси, а также выполнение спец. заказов, в том числе и индивидуальных. Выполнение индивидуальных заказов повысит рейтинг продукции среди частных грузоперевозчиков, что повлияет на спрос на продукцию данного предприятия. Так же дело обстоит и с автобусостроением (так поступают, например, на Голицынском заводе).

Для производителей легковых автомобилей для поддержания спроса можно расширить список устанавливаемого оборудования.

Серьезной возможностью оживления производственно-коммерческой деятельности для производителей автомототехники могут быть, в-пятых, кооперационные связи с родственными зарубежными фирмами, осуществляемые на коммерческих началах. При этом речь должна идти в первую очередь о повышении своего экспортного потенциала, т.е. о главной задаче машиностроения России. Причем здесь не только не исключается, а наоборот, даже нужно взаимодейс­твие и в форме совместных предприятий.

Минпромэнэрго РФ называет при­мерно десять крупных проектов привлечения иностранного капитала разной степени проработки, кото­рые охватывают всю географию автомобильных стран. К концу 2005 года большая часть из них должна завершиться подписа­нием соответствующих соглаше­ний. На сегодняшний день все эти и уже существующие проекты можно разделить на три категории. Есть проекты, преду­сматривающие только иностранное участие. Яркий пример тому – «Тойота». Есть и связанные с раз­витием совместного производст­ва. Примером такого сотрудниче­ства является «GM-АвтоВАЗ». Есть и третья категория – приоб­ретение лицензий российскими инвесторами. По такому пути пы­таются двигаться «Северсталь-Авто» и группа компаний «СОК». Приняты меры по ограждению российского рынка от ввоза иномарок «в воз­расте». Оно нацелено не на то, чтобы привлекать инвесторов. Цель дру­гая – Россия не должна стать ми­ровой автомобильной свалкой. Следует отметить важность того решения, которое приняло Правительство РФ к середине апре­ля, – введение режима промыш­ленной сборки. Оно было вырабо­тано совместно и с российским бизнесом, и с иностранными ком­паниями и дает возможность рос­сийскому потребителю покупать качественные автомобили извест­ных во всем мире марок.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20