Центрально-Восточная Европа

Страница 8

Специализация была велика и в оборонной промышленности. Еще в составе Австро-Вен­герской империи ее главным «арсеналом» была Чехия (особенно известные заводы «Шкода» в г. Пльзень). Размещение вновь созданной обо­ронной промышленности тяготело к «внутрен­ним» районам стран, особенно к предгорьям и межгорным котловинам Карпат, Динарского на­горья и Стара-Планины.

В целом для размещения машиностроения характерна высокая концентрация предприятий в пределах центра и севера чешских земель, до­лины Среднего Дуная (включая Будапешт) и его притоков Моравы и Вага. В Польше эта отрасль рассредоточена по крупным городам срединной части страны (главные центры — Варшава, Познань, Вроцлав), а также Верхнесилезской агломерации. Выделяются машиностроительные центры в зоне Бухарест — Плоешти — Брашов (Румыния), а также в столичных городах — Со­фии, Белграде и Загребе.

От 1/3 до 1/2 продукции машиностроения страны ЦВЕ направляли на экспорт. Вместе с тем, обмени­ваясь этой продукцией преимущественно в рамках стран — членов СЭВ, страны региона в малой сте­пени испытывали на себе воздействие главного двигателя научно-технического прогресса в мире — конкурентной борьбы. Невысокая взаимная требо­вательность, особенно к качеству продукции, при­вела к тому, что в условиях перехода к рыночной экономике и включения в мировое хозяйство значительная часть производившихся машин и обору­дования оказалась неконкурентоспособной. Про­изошел большой спад производства в отрасли и вместе с тем усилился импорт более качественного оборудования из Западной Европы, США и Япо­нии. Характерный факт; Чешская Республика — одна из стран с развитым машиностроением, в ко­торой в 80-е годы машины и оборудование состав­ляли 55—57% ее экспорта и лишь около 1/3 импор­та, уже в начале 90-х годов стала закупать намного больше машин и оборудования, чем продавать их. Происходит мучительный процесс трансформации всего машиностроительного комплекса стран реги­она, в процессе которого сотни крупных пред­приятий оказались на грани развала и банкротства. Быстрее других стран к новым условиям стало при­спосабливаться машиностроение Чешской Респуб­лики, Польши и Венгрии.

За послевоенный период в ЦВЕ была, по су­ществу, заново создана химическая про­мышленность. На первом этапе, когда строились преимущественно крупные пред­приятия основной химии (особенно по выпуску минеральных удобрений и хлорсодержащей про­дукции), в более благоприятном положении ока­зались Польша и Румыния, обладавшие боль­шими запасами необходимого сырья. В даль­нейшем, по мере развития промышленности органического синтеза, его производства стали создаваться и в других странах ЦВЕ, но уже большей частью на базе импортируемых из Рос­сии нефти и природного газа (а в Румынии и местных их ресурсов) и коксохимии (Польша, Чехословакия); усилилась специализация на вы­пуске фармацевтической продукции (особенно Польша, Венгрия, Югославия, Болгария) и ма­лотоннажной химии.

Важнейшие территориальные группы предприятий химической и нефтеперерабатывающей индустрии привязаны, во-первых, к главным угледобываю­щим бассейнам (прежде всего Верхнесилезскому и Северо-Чешскому), куда помимо углехимии позже были «притянуты» и производства, использовав­шие поставляемые по трубопроводам нефть и неф­тепродукты; во-вторых, к центрам переработки им­портной нефти, возникшим на пересечении маги­стральных нефтепроводов с большими реками (Плоцк в Польше, Братислава в Словакии, Сасха-ломбатта в Венгрии, Панчево в Сербии), а также в морских портах (Бургас в Болгарии, район Риеки в Хорватии, Копер в Словении, Нэводари в Румы­нии, Гданьск в Польше); в-третьих, к источникам природного газа, либо добываемого на месте (Трансильвания в центре Румынии), либо получаемого по газопроводам из России (Потисье на востоке Венгрии, в среднем течении Вислы на востоке Польши).

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12