Центрально-Восточная Европа

Страница 7

Страны ЦВЕ были соединены друг с другом высо­ковольтными ЛЭП и образовали вместе с энерго­системами России, Украины, Молдавии и Белорус­сии единую энергосистему. В ЦВЕ создана нефте­перерабатывающая промышленность, достаточная для удовлетворения потребностей в нефтепродук­тах. Она выросла на базе крупных поставок нефти в основном из России, доставляемой по системе нефтепровода «Дружба» (в Польшу, Словакию, Че­хию, Венгрию) и по морю из Новороссийска (в Бол­гарию). Отсюда и локализация более крупных НПЗ на трассах нефтепроводов (Плоцк, Братислава, Сас-халомбатта) или в морских портах (Бургас, Нэвода-ри, Гданьск). Эти НПЗ (мощностью по 8—13 млн. т) послужили основой для развития базисных комби­натов нефтехимической промышленности соответ­ствующих стран. В 90-х годах с уменьшением пос­тавок нефти из России и роста импорта из госу­дарств — членов ОПЕК страны ЦВЕ вынуждены были переоборудовать часть мощностей НПЗ, по­строенных ранее в расчете на российскую нефть.

До Второй мировой войны металлур­гия была представлена в основном предприя­тиями черной металлургии в чешских и поль­ских землях, свинцово-цинковыми заводами юга Польши и медеплавильным производством в Сербии (Бор). Но в 1950—1980 гг. в регионе были построены новые крупные заводы черной и цветной металлургии. Годовая выплавка стали достигала к концу 80-х годов 55 млн. т, меди — 750 тыс. т, алюминия — 800 тыс. т, свинца и цинка — по 350—400 тыс. т. Главными произво­дителями чугуна и стали были Чехословакия, Польша и Румыния. В каждой из них были по­строены большие комбинаты либо на основе отечественного коксующегося угля (Польша, Чехословакия), либо в основном импортного (Румыния), но все — на привозной железной ру­де. Поэтому они были построены в соответст­вующих каменноугольных бассейнах (Верхнеси-лезском, Остравско-Карвинском) или на путях завоза извне железосодержащего сырья и кок­сующегося угля, в частности на берегу Дуная (Галац и Кэлэраши в Румынии, Дунауйварош в Венгрии и Смедерево в Сербии). К 1998 г. выплавка стали сократилась до 35 млн. т.

Заводы цветной металлургии созданы пре­имущественно на местной сырьевой базе. Боль­шее развитие эта отрасль получила в Польше (медь, цинк), бывшей Югославии (медь, алюми­ний, свинец и цинк), Болгарии (свинец, цинк, медь), Румынии (алюминий). Хорошие перспек­тивы имеют медеплавильная промышленность Польши (достигнутый уровень свыше 400 тыс. т меди) и алюминиевая промышленность ряда республик бывшей Югославии (300—350 тыс. т); значительные запасы бокситов высокого качест­ва имеются в Боснии и Герцеговине, Хорватии и Черногории. На их базе были построены алюми­ниевые комбинаты в районе Задара (Хорватия), Мостара (Босния и Герцеговина), Подгорицы (Черногория) и Кидричево (Словения). Но са­мый большой алюминиевый завод в регионе действует в Слатине (на юге Румынии), рабо­тающий на отечественном и импортном сырье. Югославия и Венгрия были поставщиками бок­ситов и глинозема в другие страны (Польшу, Словакию, Румынию, но больше всего в Рос­сию).

Масштабы и структура металлургии сущест­венно отразились на характере и специализации машиностроения. В частности, в Польше, Чешской Республике, Словакии и Румынии шире представлены его металлоемкие отрасли, а в бывшей Югославии и Болгарии — отрасли, использующие в большом объеме цветные метал­лы (кабельное производство, электротехника, подъемно-транспортное оборудование).

Главная специализация машиностроения стран ЦВЕ — выпуск средств транспорта и сельскохозяйственных машин, станков и тех­нологического оборудования, электротехниче­ских изделий и приборов. В каждой из стран сложилась специализация, направленная на по­крытие основных потребностей самого региона и бывшего СССР. На выпуске морских судов специализировались прежде всего Польша (осо­бенно рыболовецких), Хорватия, локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов — Латвия, Чешская Республика, Польша, Румыния, авто­бусов — Венгрия, микроавтобусов — Латвия, электрокаров и мотокаров — Болгария, экскава­торов — Эстония и т. д.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12