Комплексная экономико-географическая характеристика Мексики
В 19 в. на первый план в национальной литературе вышли просветительские либеральные идеи, составившие основу антиколониального движения в Испанской Америке. Эти идеи пронизывают творчество Хосе Хоакина Фернандеса де Лисарди (1776–1827), автора ряда публицистических работ и первого испаноамериканского романа Перикильо Сарньенто (Periquillo Sarniento, 1816). Мексиканская литература 19 в. развивалась преимущественно в русле романтизма и костумбризма (нравоописательный жанр); в последней трети столетия под воздействием позитивизма формируется реалистическая тенденция. В 1880-е годы в Мексике, как и во многих других странах континента, зарождается течение испаноамериканского модернизма. Модернисты обновляли затертые романтические темы, исповедовали культ красоты и стремились к изяществу и отточенности формы. Крупнейшими представителями этого течения в мексиканской литературе стали поэты Сальвадор Диас Мирон (1853–1928), Мануэль Гутьерррес Нахера (1859–1895) и Амадо Нерво (1870–1928).
Революция 1910–1917 дала мощный импульс развитию мексиканской литературы и повернула национальную прозу на путь реализма. На первый план в ней вышли темы социального угнетения и герои пеоны (крестьяне), представители народных масс. В 1930-е годы в мексиканской прозе сформировалось течение, известное под названием «роман мексиканской революции». Основоположником этого течения был Мариано Асуэла (1873–1952); его роман Те, кто внизу (Los de abajo), созданный в 1916, стал широко известен в 1927. За ним последовали Орел и змея (El aguila y la serpiente, 1928) Мартина Луиса Гусмана (1887–1976), Военный лагерь (El Campamento, 1931) Грегорио Лопеса-и-Фуэнтеса (1897–1966), Моя лошадь, моя собака, мое ружье (Mi caballo, mi perro, mi rifle, 1936) Хосе Рубена Ромеро (1880–1952), Перед ливнем (Al filo del agua,1947) Агустина Яньеса (1904–1980) и многие другие. В 1950-е годы на литературную сцену вышли Хуан Хосе Арреола (р. 1918), автор философских и юмористических миниатюр, и крупнейший мексиканский прозаик, один из зачинателей «нового латиноамериканского романа» Хуан Рульфо (1918–1986). Его сборник рассказов Равнина в пламени (La llana en llamas, 1953) и повесть Педро Парамо (Pedro Paramo, 1955) созданы в русле латиноамериканского мифологизма и магического реализма.
В современной мексиканской прозе выделяются два всемирно известных писателя, экспериментирующих с формой романа. Один из них – лауреат ряда престижных литературных премий Карлос Фуэнтес (р. 1928), автор знаменитых романов Смерть Артемио Круса (La muerte de Artemio Cruz, 1962), Смена кожи (Cambio de piel, 1967), Терра Ностра (Terra Nostra, 1975), Христофор Нерожденный (Cristobal Nonato, 1987) и многих других, а также рассказов, повестей, эссе, публицистических работ. Другой – Фернандо дель Пасо (р. 1935), создавший нашумевшие романы Хосе Триго (Jose Trigo, 1966), Палинур Мексиканский (Palinuro de Mexico, 1975) и Новости из империи (Noticias del imperio, 1987).
Радикальное обновление художественного языка мексиканской поэзии начали поэты группы «Контемпоранеос» (1928–1931), куда входили Хайме Торрес Бодет (1902–1974), Карлос Пельисер (1899–1977), Хосе Горостиса (1901–1973), Сальвадор Ново (р. 1904), Хавьер Вильяуррутия (1904–1950) и др. Их начинания подхватили и творчески развили Эфраим Уэрта (р. 1914) и Октавио Пас, лауреат Нобелевской премии в области литературы за 1990.
Важную роль в литературном процессе Мексики в 20 в. сыграла эссеистика с ее центральной темой поиска латиноамериканской и мексиканской сущности. Выдающиеся произведения в этом жанре создали культурфилософы Хосе Васконселос (1881–1959), Альфонсо Рейес (1889–1959), Антонио Касо (1883–1946), Самуэль Рамос (1897–1959), Октавио Пас (р. 1914) и Леопольдо Сеа (р. 1912).
Кинематограф и драматический театр. Мексика занимает лидирующее положение в латиноамериканском кинематографе. В начале 1980-х годов в стране ежегодно производилось около сотни полнометражных фильмов, которые затем распространялись по всему испаноязычному миру. Международные премии в области кинематографа получили режиссеры Эмилио Фернандес по прозвищу «Индеец» и братья Родригесы, оператор Габриель Фигероа, а также испанский режиссер Луис Бунюэль, который в 1947 приехал в Мексику и создал здесь несколько фильмов, получивших всемирную известность. Мексиканец Марио Морено, один из самых популярных латиноамериканских актеров, своей пантомимой и актерской манерой напоминает Чарли Чаплина.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21