Топливно-энергетический комплекс мира

Страница 2

С 90-х годов российский ТЭК начал новую жизнь. Он испытал трудности и выгоды новых принципов ведения хозяйства.

В последние годы ТЭК являлся, как я уже сказал, фактором стабилизации в экономике России. В предстоящем десятилетии он должен стать фактором роста. Вот к этому мы должны стремиться, и мы рассчитываем на то, что сегодня будут высказаны не только критические замечания в адрес того, как Правительство организует работу в области ТЭКа, но и будут сделаны конкретные предложения по поводу того, что нам нужно делать в ближайшие годы и на перспективу.

Сегодня энергетический сектор обеспечивает до 30 процентов доходов консолидированного бюджета, дает почти 45 процентов валютных поступлений и около 30 процентов объема промышленного производства страны.

1999 год. Результаты такие: ТЭК вышел на траекторию роста. Это мы с вами хорошо знаем, и по региону, где мы находимся, то же самое. Здесь рост, как мне сказали, процентов восемь примерно, во всех отраслях ТЭКа. Наибольший рост производства достигнут в угольной промышленности, там более семи процентов. Добыча нефти выросла на 0,5 процента, минимальный размер. Наметилось совсем незначительное снижение показателей по газу. Точнее сказать, темпы снизились.

Объем нефтепереработки увеличился на десять процентов, потребление электроэнергии - более чем на два процента. Объем капиталовложений в ТЭКе в целом вырос более чем на 15 процентов.

Удалось снизить социальную напряженность в комплексе. В значительной степени урегулированы споры с трудовыми коллективами угольщиков. Задолженность по зарплате в отраслях ТЭКа снизилась почти на 17 процентов.

Вместе с тем, запас прочности, который создавался инвестициями предыдущих десятилетий, практически исчерпан. Основные производственные фонды устарели, износились. Все это угрожает нормальному энергоснабжению страны и бюджетным доходам.

Есть другая сторона вопроса. Специфика отрасли - зависимость от мировой конъюнктуры цен на нефть. Для государства это всегда угроза финансовых и социальных потрясений, подобных тем, которые были в 98-м году.

Мне не хочется сейчас напоминать о том, какие последствия наступят при падении цен, но к этому мы должны быть готовы всегда. Хотя мы исходим из того, что крупномасштабного обвала не будет, но мы должны быть уверены в энергетической безопасности страны, а в итоге - и в социальной стабильности.

Необходимо стремиться к более рациональной структуре внешнеторгового оборота, уменьшать вывоз сырья и при этом увеличивать экспорт нефтепродуктов, товаров нефтехимии, электроэнергии, продуктов других отраслей промышленности.

Мы ощущаем уже начало подъема промышленности. Однако в ряде регионов рост производства сдерживается именно нехваткой платежеспособного спроса на энергетические ресурсы, да и самих ресурсов не хватает. В некоторых отраслях производства на крупных предприятиях происходит даже сокращение рабочих. На первом этапе набрали, увеличили обороты, а потом в связи с тем, что не хватает электроэнергии, теплоснабжения, приходится сворачивать производство и сокращать рабочие места.

В интересах государства - в интересах долгосрочных, стратегических - увеличивать поставку энергоносителей на внутренний рынок. Естественно, это возможно только при соблюдении определенных условий: сокращения неплатежей, роста производства в перерабатывающих отраслях.

Один из стратегических выводов заключается в том, что государству надо занять активную линию защиты отечественных предприятий ТЭКа на международной арене. Любые вводимые против наших компаний и товаров ограничения должны подвергаться тщательному изучению и оспариваться. А еще лучше - пресекаться.

Я думаю, что раньше этим занимались недостаточно эффективно. В новых условиях без этого не обойтись. Нужна дипломатическая поддержка в ликвидации неплатежей иностранных партнеров, в снижении ими транзитных и прочих тарифов. Соответствующие директивы будут направлены во все российские посольства и торговые представительства.

Вы знаете не хуже меня, как активно другие государства защищают своих товаропроизводителей на внешних рынках. Государственные деятели иностранных государств - наших партнеров не стесняются ставить эти вопросы на самых высоких уровнях, без всяких вопросов впрямую ставят и ждут результата. Более того, еще и агрессивно настаивают на этом результате. Резервы, конечно, здесь есть, они огромны. Например, общий долг стран СНГ по поставкам топливно-энергетических ресурсов оценивается сейчас в общем, примерно, в 70 миллиардов рублей.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60