Топливно-энергетический комплекс мира

Страница 4

По существу, идет проедание ранее разведанных запасов. И такое положение, вы понимаете это не хуже меня, а гораздо лучше, просто опасно. Цивилизованный мир делает прямо наоборот: разведка запасов опережает темпы текущей добычи. В связи с этим необходимо внести изменения в законодательство о недропользовании. Компаниям нужны стимулы для проведения геологоразведочных работ за счет своих средств. У небольших компаний должен появиться интерес к эксплуатации недоиспользованных месторождений. Насколько я понял сегодня из рассказа руководителя "Сургутнефтегаза", не только малые компании, но и крупные компании готовы к такой работе.

Большая проблема в нефтеперерабатывающей промышленности - глубина переработки. Ее средняя величина на заводах России составляет 67 процентов. Вы знаете, что в Штатах, например, 90. И в мире, в среднем, примерно такой показатель. Ясно, что это должно быть увеличено. Но это увеличение должно быть тесно связано с созданием условий для сокращения потребления мазута в электроэнергетике. То есть увеличение глубины переработки не должно порождать нового кризиса в обеспечении экономики и населения теплом и электроэнергией. Это необходимо учесть и Минтопэнерго, и Минэкономики.

Следующий вопрос - это вопрос, который нас, как вы догадываетесь, интересует сегодня, во всяком случае в текущей нашей работе, может быть, больше всего - дисциплина платежей как в стране в целом, так и в ТЭКе. Нужно признать, государство в значительной степени само порождало неплатежи за энергоресурсы.

Конечно, такая ситуация нетерпима и многие шаги для ее исправления нами уже делаются. Например, введены лимиты потребления. Мы понимаем, что это недостаточно. Это скорее административные меры.

Задача государства - полностью ликвидировать задолженность бюджетных потребителей перед поставщиками энергоресурсов. Эти меры должны стать составной частью целостной концепции развития ТЭКа. Однако существует много претензий и к нефтяным компаниям. Думаю, что требования к головным компаниям за долги их дочерних структур должны быть жестче со стороны государства.

Теперь несколько слов о проблеме энергоснабжения. Эта тема все еще не стала актуальной ни для предприятий, ни для населения, и потому работу по повышению эффективности использования энергоресурсов придется активизировать. Это тем более важно, что переход на энергосберегающие технологии, более эффективная организация потребления энергии позволят повысить тариф, а значит и доходы ТЭКа в целом.

При таких низких тарифах, как сейчас, ни предприятиям, ни населению нет никакого резона экономить энергию. Более того, невыгодными становятся и инвестиции в энергосбережение. Я думаю, что здесь, что касается населения, нужно вводить более прогрессивные формы стимулирования населения к тому, чтобы электроэнергию экономили. И такие формы в принципе есть.

Хотел бы обозначить также позицию Правительства по отношению к естественным монополиям. Мы понимаем, эти компании несут большую нагрузку по энергоснабжению страны. И потому будем всемерно помогать им, но не менее важно контролировать их работу. Уверен, нельзя допускать изменения их структуры без четкого понимания последствий таких шагов для государства. К этим вопросам мы будем подходить очень аккуратно.

Правительство также будет поощрять конкуренцию и развитие новых производств всеми компаниями. Но что мы просто обязаны сделать, это добиться прозрачности финансово-хозяйственной деятельности всех предприятий комплекса. В руках государства регулирование доступа к недрам, к системам транспортировки топлива и энергии и потому наша прямая обязанность - жестко контролировать соблюдение условий лицензионных соглашений. Нарушителей - лишать права пользования недрами. Мы проведем в ближайшее время инвентаризацию того, что есть в этой сфере, и будем принимать решение.

Понимаю, какую реакцию может вызвать мое заявление, но по-другому мы поступать не можем дальше. И торговать самими лицензиями тоже нужно прекратить.

Стратегические цели, между тем, у нас совпадают со всеми компаниями, работающими в этой сфере. Это развитие экономики страны и превращение ТЭКа в фактор роста. Тактические задачи надо обсуждать и согласовывать, исходя из этой перспективы. Ясно, что все перечисленные проблемы не могут решаться в отрыве друг от друга. Частичные или половинчатые меры лишь усугубляют ситуацию, порождают новый кризис. Еще раз хотелось бы повторить: все решения нужно принимать строго в рамках общеэнергетической стратегии, основная цель которой - энергетическая безопасность страны, повышение эффективности экономики и конкурентоспособности страны в целом.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60