Мировое хозяйство-основные черты и проблемы развития

Страница 18

• принимающие;

• те, для которых характерно приблизительное равновесие ввоза и вывоза. К первой группе относится Япония, ко второй — Ирландия, Португалия, Ис­пания, Турция, большинство развивающихся стран и с недавнего времени США, к третьей — ФРГ, Франция. Конечно, это деление не лишено условности, поскольку любая страна одновременно и поставляет инвестиции за рубеж, и принимает их. Тем не менее приведенная градация позволяет выявить определенные закономерности формирования и проведения государственной политики в области иностранных ка­питаловложений.

Мировая практика выработала универсальный набор мер, в большей или мень­шей степени используемых для привлечения иностранного капитала. Среди них осо­бого внимания заслуживают налоговые стимулы:

• установление прямых налоговых льгот;

• отсрочки уплаты налогов за инвестирование капитала;

• стимулы, связанные с амортизационными отчислениями (ускоренная амор­тизация), поддержка зарубежного инвестора на первых стадиях работы;

• «налоговые каникулы», которые, как правило, устанавливаются на срок от двух до десяти-пятнадцати лет и сопровождаются предоставлением компании статуса пионера;

• освобождение от таможенных платежей импорта оборудования, сырья, комп­лектующих изделий;

• манипулирование уровнем налога. Так, снижение налогов на корпорацию и было одним из факторов, вызвавшим рекордный всплеск иностранных капита­ловложений в США во второй половине 80-х годов. Иногда уровень налога на предприятие может стать барьером, нейтрализующим действие других мер по привлечению иностранных инвестиций.

Особую группу составляют финансовые методы стимулирования иностранных капиталовложений в виде субсидий, займов, кредита и гарантий их предоставления. Предоставление финансовых льгот ставится в зависимость от выполнения инвесто­ром определенных задач, освоения конкретных регионов, отраслей промышленнос­ти, создания рабочих мест. Так, в Испании для прямых инвестиций в районы с высокой безработицей установлены субсидии в размерах 20 % инвестированного капитала, а также льготные кредиты, покрывающие 75 % издержек инвестора.

Нефинансовые методы направлены на создание общей обстановки эффектив­ного функционирования иностранного капитала — от обеспечения необходимыми факторами производства, информацией и службами управления до развития транс­порта и других коммуникаций. Результаты такого рода мер могут стать для иност­ранной компании решающим фактором при определении возможности создания сво­его предприятия в данном регионе.

Особое место в ряду нефинансовых мер, способствующих активизации инос­транных инвесторов, занимают специальные экономические зоны. В самом широком смысле они могут быть определены как обозначенные государством районы или тер­ритории, где благодаря льготному налоговому, таможенному и законодательному режимам для инвесторов создается особенно благоприятная экономическая обста­новка.

Определенное беспокойство в ряде стран и сообществ вызывает налоговая кон­куренция. Так, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создала рабочую группу для поиска путей ограничения налоговой конкуренции между странами. Такая конкуренция подрывает государственные доходы и иност­ранные инвестиции. В ОЭСР считают, что постепенная отмена всех форм контроля, не касающихся налогов, как, например, контроля над валютными курсами, привела к тому, что именно налогообложение стало определять место дислокации компании. В материалах организации, в частности, говорится, что глобализация предпринима­тельства наряду с развитием средств связи приводит к возникновению риска конку­ренции между странами с целью привлечения компаний. Проект ОЭСР ставит пер­воочередной задачей поиск критерия, который позволит провести различия между справедливой и наносящей вред налоговой конкуренцией. Все эти меры использу­ются в определенных комбинациях для привлечения иностранных инвестиций во всех странах. Однако исследование мирового опыта позволяет выделить две осо­бенности.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42