Мировое хозяйство-основные черты и проблемы развития

Страница 29

Но если исходить из предположения, что в очень отдаленном будущем мировое хозяйство, возможно, превратится в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний, то регионализацию можно рассматривать как движение к этой цели, кото­рое осуществляется пока в ограниченных масштабах, в рамках ре­гионов и частично между соседними регионами. С этой точки зре­ния, регионализация есть не препятствие для глобализации, а путь к ней. Ведь современная регионализация, в отличие от 20—30-х гг. — это не усиление экономических связей исключительно внутри ре­гионов и группировок (например, внутри стерлинговой зоны) за счет их ослабления с другими странами и регионами, а ускоренное развитие региональных связей при достаточно высокой динамике межрегиональных связей.

5 Понятие глобализации хозяйственной деятельности

Процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок то­варов, услуг, капитала, рабочей силы и знаний называется глобали­зацией. В сущности, это более высокая стадия интернационализа­ции, ее дальнейшее развитие. Однако, когда мир был единым рынком (да и то за исключением регионов, проводивших полити­ку импортозамещения) лишь для небольшого числа компаний, речь шла об интернационализации. Когда же мир становится еди­ным рынком для десятков тысяч ТНК и к тому же все его регионы открыты для деятельности этого рынка, то можно говорить о новом явлении — глобализации.

Целью современных корпораций является не столько макси­мизация прибыли, сколько максимизация рынка. В противном случае конкуренты из других регионов могут вытеснить их не только с зарубежных, но и с национальных рынков, как это про­изошло в 90-е гг. со многими российскими компаниями, особен­но по производству потребительских товаров. Мировые рынки многих товаров уже поделены транснациональными корпорация­ми в том смысле, что они присутствуют или доминируют в боль­шинстве стран мира на местных рынках товаров и услуг. Таким образом, оборотной стороной политики максимизации рынка яв­ляется ужесточение конкуренции между фирмами разных стран, в том числе и на их отечественных рынках. Это важное последствие глобализации, так оно приводит к закрытию или прозябанию многих национальных компаний, которые ранее могли рассмат­ривать рынок своей страны как свою крепость, где им грозила конкуренция только со стороны других национальных фирм. Гло­бализация делает международную конкуренцию обычным явлени­ем и на внутреннем рынке.

Интернационализация, перерастающая в глобализацию, пре­вращает весь мир в поле деятельности ТНК. Однако статистика показывает, что не только национальные, но и транснациональ­ные компании тяготеют в своей внешнеэкономической деятель­ности прежде всего к соседним странам. Многие из них имеют дело со всеми регионами мира, но свой и соседние регионы ока­зываются преобладающими в их внешнеэкономических связях. Подобная внешнеэкономическая ориентация страны на свой и соседние регионы мира называется регионализацией.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42