Статистический анализ демографической ситуации в Российской Федерации

Страница 11

Поскольку статистика населения является отраслевой статистикой, то ос­новой ее методологии служит статистическая методология.

Важнейший метод, включенный в статистическую методологию – получе­ние информации об изучаемых процессах и явлениях – статистическое на­блюдение. Оно служит основой для сбора данных как в текущей статистике, так и при проведении переписей, монографического и выборочного изучения населения. Здесь полное использование положений теоретической стати­стики об установлении объекта единицы наблюдения, введении понятий о дате и моменте регистрации, программе, организационных вопросах наблюдения, систематизации и публикации его итогов. В статистической ме­тодологии заложен и принцип самостоятельности отнесения каждого пере­писываемого лица к определенной группе – принцип самоопределения.

Следующий этап статистического изучения социально-экономических яв­лений – определение их структуры, т.е. выделение частей и элементов, со­ставляющих совокупность. Речь идет о методе группировок и классифика­ций, которые в статистике населения получили название типологических и структурных.

Для познания структуры населения необходимо, прежде всего, выделение признака группировки и классификации. Любой признак, подвергшийся на­блюдению, может служить и группировочным. Например, по вопросу об от­ношении к лицу, записанному в переписном листе первым, можно опреде­лить структуру переписываемого населения, где представляется вероятным выделить значительное число групп. Этот признак является атрибутивным, поэтому при разработке по нему переписных листов необходимо составить заранее перечень нужных для анализа классификаций (группировок по атри­бутивным признакам). При составлении классификаций с большим числом атрибутивных записей заранее обосновывается отнесение к определенным группам. Так, по своему занятию население делится на несколько тысяч ви­дов, которые статистика сводит в определенные классы, что фиксируется в так называемом словаре занятий.

При изучении структуры по количественным признакам возникает воз­можность использования таких статистических обобщающих показателей, как средняя, мода и медиана, меры расстояния или показателей вариации для характеристики разных параметров населения. Рассматриваемые структуры явлений служит основой изучения связи в них. В теории статистики различаются функциональные и статистические связи. Изучение последних невозможно без разделения совокупности на группы и затем сравнения вели­чины результативного признака.

Группировка по факторному признаку и сопоставление с изменениями признака результативного позволяет установить направление связи: прямая она или обратная, а так же дать представление о ее форме ломаной регрес­сии. Данные группировки позволяют построить систему уравнений, необходимую для нахождения параметров уравнения регрессии и определе­ния тесноты связи при помощи расчета коэффициентов корреляции. Группировки и классификации служат основой для использования дисперси­онного анализа связей между показателями движения населения и факто­рами, их вызывающими.

Широкое использование находят в изучении населения статистические ме­тоды исследования динамики, графическое изучение явлений, индексный, выборочный и балансовый. Можно сказать, что статистика населения ис­пользует для изучения своего объекта весь арсенал статистических методов и примеров. Кроме того, применяются и методы, разработанные только для изучения населения. Это методы реального поколения (когорт) и условного поколения. Первый позволяет рассмотреть изменения в естественном дви­жении ровесников (родившихся в одном году) – продольный анализ; второй рассматривает естественное движение сверстников (живущих в одно и то же время) – поперечный анализ.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38