Статистический анализ демографической ситуации в Российской Федерации

Страница 30

Предвидение подобных трудностей уже сейчас заставляет обще­ство (российское, украинское и т.п.) приступить к выработке новой стратегии в отношении эмиграции. Все лучше осознается, что надо не препятствовать ей с помощью всякого рода запретительных мер, а искать способы превращения неорганизованной, «дикой» эмигра­ции на свой страх и риск, к которой сейчас склонны многие бывшие советские граждане, не рассчитывающие на помощь государства в столь неблаговидном (с точки зрения идеологии недавнего про­шлого) деле, в организованную, цивилизованную. Новая стратегия в странах выезда должна бы способствовать постепенному превраще­нию «кризисной» эмиграции рабочей силы, которой сейчас все так опасаются, в «нормальную», по возможности временную, устране­нию всех помех для выезда и въезда, формированию устойчивых по­токов прямой и возвратной миграции. Один из элементов такой стратегии — межправительственные соглашения между странами эмиграции и иммиграции (здесь, однако, важна встречная стратегия последних, которая пока также не выработана).

Важно видеть и подводные камни, с которыми может столкнуться массовая эмиграция, политические последствия, в том числемеждународные, которые она может породить. Уже сейчас в Европе ощущается беспокойство не только официальных властей, но и представителей иммигрантов из стран Африки и Азии, которые опа­саются дискриминации в конкуренции с более подготовленными и более близкими покультуре западным европейцам русскими и дру­гими «европейцами» избывшего СССР. Наши эмигранты могут столкнуться с враждебным отношением и оказаться в еще более сложном положении, чем у себя дома. В случае серьезных эксцессов на этой почве может возникнуть определенная межгосударственная напряженность между странами эмиграции, защищающими права своих граждан за границей, и странамииммиграции, не обеспечи­вающими в полной мере соблюдение этих прав.

Не закроешь глаза и на другие аспекты новой эмиграции. Доста­точно напомнить реакцию арабских соседей Израиля на массовый приток в эту страну наших эмигрантов и их расселение на террито­риях, которые арабы не считают израильскими. Другой пример —обеспокоенность западных стран по поводу возможной эмиграции в такие страны, как Ирак или Ливия, советских специалистов, владеющих атомными или другими военно-промышленными секре­тами.

Все это говорит не только о сложности проблем, порождаемых возможной крупномасштабной эмиграцией из бывшего СССР, но и об особой геополитической важности их решения. Недостаточно рассматривать сам феномен такой эмиграции лишь как «экономиче­ский» или «этнический». Это также (а может быть, в первую оче­редь) и необходимый, важнейший шаг на пути превращения одного из самых больших на Земле индустриальных обществ из закрытого в открытое.

3 Анализ демографического развития России в 1992-2003 гг

3.1. Демографический анализ

Согласно расчетам Госкомстата, численность наличного населения России на начало 2001 года составила 145184,8 тысячи человек и сократилась за 2000 год на - 740,1 тысячи. Таким образом, в 2001 году убыль населения Рос­сии несколько сократилась, что произошло за счет увеличения на 59 тысяч человек миграционного прироста, при этом естественный прирост умень­шился, но только на 30,7 тысячи.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38