Важнейшие промышленные и финансовые центры США, крупнейшие корпорации

Страница 3

Американские корпорации безусловно доминируют в рейтинге ста веду­щих ТНК. Объем их совокупных зарубежных активов более чем в два раза превышает аналогичный показатель ближайших конкурентов - японских ТНК, и более чем в 2,5 раза - показатель немецких компаний.

Совокупный объем продаж (сумма зарубежных и внутренних продаж) 27 американских ТНК составил 1257,6 млрд. долл., в то время как объем сово­купных продаж всех ста крупнейших ТНК составил 3983,9 млрд. долл. Таким образом, на долю 27 крупнейших американских ТНК приходится 31,6% сово­купных продаж ста ТНК, а их доля в мировом валовом продукте составляет около 3,5%. Для пяти крупнейших американских ТНК аналогичный показа­тель составляет примерно 1,1%.

Роль американских ТНК в основных отраслях экономики

Проанализируем теперь роль крупнейших американских ТНК в важней­ших отраслях экономики, сравнивая их показатели с совокупными показате­лями крупнейших корпораций всех других стран (рис. 1), вошедших в список ЮНКСТАД. Отраcлевой анализ показывает, что 21 из 100 ведущих ТНК при­надлежат к химико-фармацевтической отрасли, 18 компаний заняты произ­водством электронного и электрического оборудования, 14 представляют ав­томобильную промышленность, 13 - нефтедобывающую и нефтеперерабаты­вающую. Еще девять компаний производят напитки и продукты питания, а семь имеют диверсифицированную отраслевую структуру.

Из 27 американских ТНК, занимающих места среди ста ведущих ТНК мира, наибольшее число компаний занято в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли. Она представлена такими компаниями, как "Экссон корпорейшн", "Мобил корпорейшн", "Шеврон корпорейшн", "ТЕКСАКО инкорпорейтед", "АМОКО корпорейшн''', "Атлантик ричфилд''. Совокупный объ­ем зарубежных продаж этих семи крупнейших американских нефтяных ТНК составляет 189,2 млрд. долл., в то время как все 13 нефтяных компаний, пред­ставленных в рейтинге, имеют совокупный объем продаж 388,7 млрд. долл. Таким образом доля американских компаний составляет около 49%. В то же время общий объем продаж семи американских нефтяных ТНК оценивается в 320,9 млрд. долл., а аналогичный показатель для всех 13 компаний равен 628,7 млрд. долл. Соответственно, доля американских транснациональных корпораций здесь несколько выше – 51%.

Стимулом к развитию энергетической промышленности США служит также растущее число слияний и приобретений компаний, действующих в этом секторе экономики. Основной причиной ускорения процесса объединения энергетических компаний в 1999 г., по мнению экспертов, послужили низкие цены на нефть в 1998 г. Образование крупных корпораций способствовало ре­зкому сокращению затрат энергетических компаний. Слияние фирм облегчает диверсифицирование их деятельности, способствует повышению эффективности.

Компании, занятые производством электронного и электрического оборудования, составляют вторую по величине группу. В их число входят "Дженерал корпорейшн", IBM, "Хюлетт-Паккард", "Ксерокс корпорейшн", "Моторола инкорпорейтед", АТ&Т.

Объем зарубежных продаж шести амери­канских электронных и электротехнических ТНК составляет 123,6 млрд. долл. (30% от уровня 18 компаний) и общий объем продаж составляет 260,2 млрд. долл., или 36% от уровня 18 крупнейших компаний мира.

Объем продаж ее продукции дол­жен увеличиться на 19%. Спрос на микропроцессоры повысится на 14,4% (в 1999 г. - на 14,8%). Однако рост прибылей этих компаний тормозится снижением цен, вызванным обострением конкурентной борьбы между фирмами, производящими микропроцессоры. Снижение цен на компьютеры замедлится: если в 1999 г. они подешевели на 30%, то в 2000 г., составил 10%. Цена персонального компьютера равна в среднем 1,2 тыс. долл.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11